Садово-парковая перспектива является выражением определённого оптического воздействия садовых элементов и растительных групп на зрителя при данном освещении. при этом они, как правило, должны находиться на определённом расстоянии и в известном положении в пространстве, а их расположение и сочетание должно быть основано на глубоком знании законов перспективы. Особенно необходимы эти знания при создании протяжённых аллей и далёких художественных перспектив и панорам, наблюдаемых с определённых просмотровых площадок.
Успех создания живописного паркового пейзажа во многом зависит от умения дизайнера разместить все садово-парковые элементы, оформляющие пейзаж и декоративную растительность, в правильной пространственной и колоритной композиции.
Основные элементы, которые создают перспективу:
- передний план: обычно даёт начало перспективе, подчёркивается аллеей, террасой, беседкой, обзорной площадкой, одиночными деревьями или различными группами;
- средний план: оформляется главным образом опушкой массивов, древесными группами или одиночными деревьями;
- дальний план: оформляется подчёркнутым объектом, пейзажной группой или опушкой массива с вертикально выделяющимся силуэтом;
- с поздно опадающими листьями, например: буддлея, лещина обыкновенная, дуб зимний, спирея аргута, сирень обыкновенная;
- рамка (обрамление): создаётся обычно при переднем и среднем плане. Она нужна для подчёркивания, ограничения или выделения самого существенного в садовом пейзаже.
Высокохудожественные садовые пространства обычно украшают при помощи декоративной растительности и садово-парковых элементов, создавая основные и доминантные картины, получаемые за счёт переднего, среднего и дальнего планов садового пространства, наблюдаемых с определённых исходных видовых точек. Таким приёмом и умелым подбором декоративных растений, основанным на вертикальном и колоритном соотношении, можно создать перспективы, оптически удлиняющие или укорачивающие садовое пространство. Оптическое удлинение используется на небольших территориях, а оптическое укорачивание — на больших озеленяемых участках. В садово-парковых композициях различают два вида перспективы — линейную и воздушную.
Линейная перспектива
Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними. Например, чтобы уменьшить оптическую длину или ширину аллеи или дорожки, необходимо на заднем плане, в конце её, увеличить величину пятна древесных растений, а для увеличения — его уменьшить. В первом случае очертания аллеи или дорожки кажутся параллельными по всей длине и, следовательно, оптически укорачиваются, во втором — создаётся противоположное впечатление.
Например, группу вековых дубов, находящуюся вне территории объекта озеленения, и на которую направлен взгляд наблюдателя, можно приблизить оптически и включить в общую композицию, если промежуточное свободное пространство заполнить растениями так, чтобы эта группа осталась свободной, как доминантный пункт. Подобным образом можно создавать оптическое приближение или отдаление любых садовых элементов, таких как, постройки, пейзажные группы, отдалённые солитеры и т.д. Точно также при комбинации садовых объектов с доминантным значением можно оптически увеличить их высоту, если около них разместить низкорослую растительность.
Каждый архитектурный элемент и растительная группировка, находящиеся в отдалении, имеют свои самые благоприятные точки наблюдения. С них они лучше всего видны и хорошо выделяются в зависимости от угла зрения наблюдателя, но всегда надо помнить, что есть и такие точки, которые оказывают отрицательное воздействие. Поэтому садоводу-дизайнеру необходимо находить наиболее благоприятные видовые точки, которые должны быть сознательно подготовлены и открыты для наблюдения. Вертикально действующие архитектурные садовые элементы, такие как скульптуры, террасы, скалистые уголки, растительные группировки с колонновидными и конусовидными формами крон, более выразительны, когда их наблюдают с видовых точек, расположенных ниже их.
Горизонтально действующие архитектурные и парковые элементы и растительные группировки — мощёные площадки, террасы, цветники и партнеры, газоны, водоёмы и т.д. — оказывают самое сильное пространственное и эстетическое воздействие, когда их наблюдают с высоко расположенных видовых точек. В этом случае садовый пейзаж приобретает большую глубину и выразительность.
Воздушная перспектива
Игру света и тени можно наблюдать в любое время, если группа декоративных растений, одиночное дерево или какой-либо садовый элемент расположены в непосредственной близости от наблюдателя. Однако, когда они находятся на большом расстоянии, наш глаз с трудом различает их колорит и другие декоративные признаки сквозь воздушное пространство из-за туманности или запылённости воздуха. Контуры этих элементов кажутся мягче, светлее и нежнее. Такое явление и называют воздушной перспективой. Воздушная перспектива имеет гораздо большее значение, чем линейная, при оформлении больших парковых пространств. Она очень сильно влияет на изменения контуров, пространственного и колоритного облика растительных и архитектурных элементов, да и пейзажа в целом. Воздушная перспектива зависит от времени года и часов суток. Она особенно выразительна при лёгких испарениях утром, при большой влажности воздуха, при редком тумане и при заходе солнца. С воздушной перспективой неразрывно связана и являющаяся её производной перспектива колорита, создающая самые разнообразные эффекты. Создание колоритных эффектов путём колоритной перспективы требует от садовода знания свойств красок и их воздействия на восприятия чувств человека.
Окраска и нюансы растительных и архитектурных элементов, размещённых на переднем, среднем и заднем плане, производят различное воздействие на наблюдателя: красный цвет следует использовать исключительно на переднем плане, а синий — на заднем. Растительность, обладающая красочными эффектами, должна подбираться по окраске так, чтобы цвета располагались в порядке светового спектра — от красного к жёлтому и от зелёного к синему. В природе этот порядок сохраняется. Так, красный цвет растительности или архитектурных элементов при своём отдалении постепенно переходит в фиолетовый, а вдали приобретает тёмно-синий оттенок. Оранжевые тона при отдалении постепенно переходят в красноватые, а вдали приобретают синие и прочие нюансы. Жёлтые цвета наиболее постоянны, и только вдали приобретают оттенки от зеленовато-жёлтого до синевато-голубого. Зелёные краски вдали переходят в голубые до тёмно-синих. Серый цвет по мере отдаления становится интенсивнее и темнея, сливается с синевой дали. Белый постепенно приобретает желтоватые оттенки. Синий становится интенсивнее, а фиолетовые тона переходят в синие. Тёмно-синие и чёрные сливаются с другими цветами и приобретают чёрно-синие тона.
Надо помнить, что, используя воздушную перспективу и применяя для этого контрастные группировки, можно оптически значительно увеличить садово-парковое пространство. Если в массивах вогнутые очертания заполнить растениями тёмных тонов, а выпуклые — растениями светлых тонов (белых, жёлтых, оранжевых), воздушная перспектива приобретает особую выразительность: вогнутые части выглядят глубже, а выпуклые — светлее, массивы в целом становятся более динамичными.
Таким образом, при помощи линейной и воздушной перспективы (равно как световой и колоритной) можно добиться в зелёных насаждениях красивых пространственных и колоритных эффектов.
По материалам книги «Декоративное садоводство», Е. Аксёнов, Н. Аксёнова. «АСТ-ПРЕСС», 2001 г.